Стараюсь договариваться с клиентами о том, что они не правят редактуру. Они ее комментируют. А правки делаю я. Это важный момент.
Не бывает на 100% идеальных текстов: всегда есть вещи, которые редактор не понимает так же хорошо, как заказчик. Да и мы разные люди: то, что нам кажется безобидным, может напрячь людей на той стороне договора. Правки будут всегда.
Но их лучше делать самому, не пуская клиента в редактуру:
- вряд ли он сделает лучше, т.к. иначе он бы не обратился за услугой. Текст пострадает после его вмешательства;
- это подсознательно заставляет заказчика думать, что он «исправляет ваши ошибки» и «знает лучше, как написать», а нам это совсем не нужно.
Вместо правок я прошу клиента прокомментировать текст. Не с точки зрения «правильности», а ответить на вопрос, решает ли текст поставленную задачу и какие чувства он вызывает.
Банальный пример:
В тексте получается, что в бизнесе клиента — текучка. Он берется переписывать и добавляет три предложения, какая компания на самом деле ценная для сотрудников. Эти предложения никак не раскрывают тему текста и его утяжеляют. Когда я выясняю о переживании клиента, переписываю начальное предложение и убираю оттенок текучки, спасаю текст от лишнего веса.
А могли бы просто:
— Никит, тут выглядит, будто у нас текучка,
— Ок, ща поправлю.
Подпишитесь на меня:
Telegram-канал о текстах и редактуре